Происхождение рода
Одоевские — знатный княжеский род, происходящий от Рюрика и князя Черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в Орде за несоблюдение татарских языческих обычаев (1246 г.) и причисленного к лику святых (тело его и останки погибшего с ним боярина Феодора первоначально были погребены в Чернигове, потом перенесены в Москву и покоятся в кремлёвском Архангельском соборе).
Первым удельным князем Одоевским был внук Михаила Черниговского — Роман, который из-за притеснения татаро-монголов вынужден был переселиться из своей столицы Новосиля в г. Одоев, от названия которого и пошла фамилия. При его сыне Юрии Романовиче в 1407 г. Одоев был захвачен литовцами, и в течение почти 90 лет князья Одоевские являлись вассалами в Польско-литовском княжестве. Лишь в 1494 г. по мирному договору они отошли от Литвы и признали над собой власть великого князя московского Иоанна III Васильевича.
Воеводы
В XV–XVII вв. многие из рода Одоевских были боярами и служили воеводами:
- князь Фёдор Иванович — наместник и воевода в Муроме (1497),
- князь Никита Иванович — ближний боярин, наместник астраханский (1656) и владимирский (1680),
- Фёдор Никитич — наместник псковский (1656),
- Яков Никитич — ближний боярин, дворецкий, наместник костромской (1668),
- князья Иван Васильевич (1710–1764) и Александр Иванович (1738–1797) — сенаторы.
К этой же фамилии принадлежат Александр Иванович Одоевский (1803–1839), поэт, декабрист, и Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869), известный русский писатель и общественный деятель. Со смертью последнего род князей Одоевских пресёкся.
Болшево
Первым владельцем Болшева из рода Одоевских был князь Михаил Никитич — сын боярина Никиты Ивановича; стольник, всю свою службу проведший при дворе и часто сопровождавший царя Алексея Михайловича в его поездках по монастырям и подмосковным сёлам. Едва вступив в 1651 г. в наследственное владение Болшевом (оно перешло к нему от деда, боярина Ф.И. Шереметева), он в 1652 г. внезапно умер. Случилось это во время царского пира в с. Покровском, о чём со скорбью сам Алексей Михайлович сообщил в подробном письме его отцу, находившемуся тогда на воеводстве в Казани.
Юрий Михайлович Одоевский, сын Михаила Никитича, получив вотчину, в 1680 г. начал строить в Болшеве деревянный храм во имя св. Косьмы и Дамиана.
Церковь была построена и освящена в 1682 г., и с этого времени Болшево, после долгого перерыва, снова стало именоваться селом (прежний деревянный храм, существовавший ещё при Василии Щелкалове, ранее сгорел или пришёл в упадок, и потому при Шереметеве Болшево считалось деревней).
Стоит отметить, что Костино при этом в болшевские земли не входило, поскольку ещё в 1635 г. оно было отписано Государю как "излишне примерная земля".
Правнук Юрия Михайловича, князь Пётр Иванович Одоевский (1740–1826), оставил в истории Болшева наиболее заметный след, построив здесь 2 церкви — Косьмы и Дамиана (1786) и Преображения Господня (1800 г.), сохранившиеся и поныне.
Кроме того, он основал в Болшеве "убежище бедных", пожертвовав на его содержание доходы с 1110 душ своих крестьян. После смерти князя это богоугодное заведение было передано в ведение Московского Попечительного Комитета Императорского Человеколюбивого общества.
Также П.И. Одоевский открыл в Москве Дарьинский приют. Пётр Иванович и его дочь Дарья Петровна, в замужестве графиня де–Кенсона, умершая прежде отца в 1818 г., похоронены в болшевской Косьмодамианской церкви.
В Болшеве, возможно, бывал и писатель Владимир Фёдорович Одоевский. Достоверно это не известно, но право на такое предположение даёт тот факт, что Владимир Фёдорович, рано лишившись отца, воспитывался в доме своего троюродного деда Петра Ивановича Одоевского. Стремление к деятельной благотворительности, свойственное его опекуну, было одним из самых ярких качеств и последнего представителя рода.
Наследие
В Санкт-Петербурге Владимиром Фёдоровичем Одоевским были основаны:
- Елизаветинская детская больница;
- больница для приходящих, получившая впоследствии название "Максимилиановская".
Но главной заслугой князя в этом отношении стало образование в 1846 г. петербургского Общества посещения бедных, которое в разгар своей деятельности помогало не менее 15–ти тысячам неимущих семей.