Художник-оформитель и скульптор
(родился 7 ноября 1920 г.)
Л.М. Кадушин на городском Мемориале. Октябрь 2001 г.
Автор архитектурно-художественного решения экспозиции Музея истории и трудовой славы РКК "Энергии", а также барельефов на мемориальных досках С.П. Королёву и В.П. Мишину. Автор мозаичного панно на жилом доме в начале пр-та Королёва. Автор первого городского герба. Полковник авиации, мастер парашютного спорта международного класса; внёс большой вклад в развитие парашютного спорта в СССР.
Адресный указатель:
141070, г. Королёв, "Подлипки",
пр-д Ударника, дом 9
С детства любил рисовать; в начале рисунки мальчика случайно попали в руки Николая Семёновича Самокиша, художника-баталиста, иллюстратора и аквафортиста, впоследствии — лауреата Сталинской премии СССР.
В Симферополе академик живописи держал собственную студию, в которой бесплатно обучал талантливых детей, обеспечивая их всем, что необходимо для работы над рисунком. Отцу Кадушина, Марку Исааковичу, Н.С. Самокиш написал письмо, в котором просил позволить подростку посещать его уроки, но отец дал отказ. Тем не менее, мальчик всё равно несколько раз приходил в студию мастера — тайком, вместо уроков игры на фортепиано, которые родители оплатили некой преподавательнице за месяц вперёд.
Обман вскоре раскрылся, последовало наказание и, как следствие, строгий запрет на подобные выходки. Мнение отца было категоричным: "В наше время надо учиться на инженера, а не на художника".
Интересы Льва Кадушина уже тогда были разносторонними. Эту увлечённость — казалось бы, не связанными между собой занятиями — он унаследовал, вероятно, от своего отца, который сам был самодеятельным художником и скульптором, а, кроме того, занимался конькобежным спортом, любил футбол и являлся мастером спорта по теннису. В старших классах Кадушин увлёкся мотоспортом и авиацией (посещал симферопольский аэроклуб).
По окончании в средней школы, поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, которое тогда носило имя И.В. Сталина.
В начале Великой Отечественной войны, когда Крым был оккупирован, погибли родители Льва Кадушина. Их расстреляли фашисты под Симферополем (расстрел был массовым, сейчас на этом месте стоит памятная стела).
Ейское училище эвакуировали, распределив курсантов в различные военные учебные заведения по всей стране. Эскадрилью, в которой числился Кадушин, сначала отправили в Пензу, потом в Стерлитамак (Башкирия).
В Стерлитамаке в Лев Кадушин окончил, наконец, военное образование, став выпускником 14–й авиационной школы пилотов. Он был бы круглым отличником, если бы не тройка по военному делу — тогда лучшим курсантам намеренно снижали оценку именно по этой дисциплине, чтобы потом оставить в школе в качестве инструкторов.
Война
В , после выхода Приказа И.В. Сталина о командировках лётчиков-инструкторов на тренаж в реальных боевых условиях, Лев Кадушин попал в 207–й Краснознамённый корректировочно-разведывательный ордена Александра Невского Ясский авиационный полк 57–й Воздушной армии 2–го Украинского фронта. В это время велись бои за освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы. Полк корректировал стрельбу тяжёлой артиллерии, фотографируя линию фронта и ведя разведку.
За 9 месяцев нахождения на передовой Лев Кадушин сделал 352 боевых вылета; был ранен осколком зенитного снаряда. Война закончилась для него в чехословацком городе Брно.
Лев Кадушин награждён:
орденом Боевого Красного Знамени,
орденом Великой отечественной войны 1–й степени,
орденом "Красная звезда",
25–ю медалями.
Парашютист-испытатель
После войны и ранее, ещё во время учёбы в авиашколе, Кадушин много рисовал — по большей части, карандашные портреты сослуживцев, которые он потом дарил самим портретируемым. Иногда писал агитационные плакаты.
В
207–й полк перебазировался на Украину, в с. Куровицы близ Львова, где велась борьба с бандеровцами.
В Льва Кадушина назначили начальником парашютно-десантной службы в составе 131–й Краснознамённой истребительной авиационной дивизии, штаб которой находился в г. Мукачеве (украинское Закарпатье).
Авиация переходила на реактивную технику, и в этих условиях требовались специалисты, которые являлись бы одновременно и лётчиками, и парашютистами; Кадушин отвечал такому запросу. Он обучал лётчиков технике вынужденного покидания аварийного самолёта методом катапультирования (лично совершил 6 показных катапультирований, сопряжённых с большими перегрузками — до 22g).
В конце 50-х — начале 60-х гг. он опубликовал несколько статей в журнале "Вестник воздушного флота", среди них — один материал о катапультировании, а также статьи "Управление телом при затяжных прыжках при свободном падении" и "Прыжки из стратосферы".
В Лев Кадушин стал мастером парашютного спорта СССР.
В Мукачеве остались две скульптурные работы Льва Кадушина: бюст командира дивизии Е.М. Чистякова (в качестве надгробного памятника комдиву установлен на местном кладбище) и фигура советского лётчика (собирательный образ), которой заменили памятник Адольфу Гитлеру, поставленный оккупантами.
С Лев Кадушин служит в Луганском Высшем военно-авиационном училище штурманов (Украина); преподаёт теорию вынужденного покидания самолёта (за свою жизнь сам совершил 4862 прыжка с парашютом, в т.ч. из стратосферы) и тренирует курсантов-парашютистов на первенство ВВС (с он — судья Всесоюзной категории по парашютному спорту).
Живописью и лепкой в Луганске он занимается, как правило, зимой — в свободное от основной работы время. Как и прежде, рисует плакаты — в т.ч. с изображениями членов Политбюро и В.И. Ленина (для холла луганского Дома офицеров).
Художник-оформитель
В вышел в отставку. В поисках новой работы в он приехал в подмосковный Калининград; в устроился в ДК им. М.И. Калинина, где, согласно документам, вёл один из кружков, но фактически занимался оформительскими работами.
Через некоторое время на его труды обратила внимание заведующая отделом пропаганды и агитации горкома партии Л.П. Попова, и вскоре Лев Кадушин стал, с её подачи, главным художником-оформителем г. Калининграда Московской области. Такой должности в штате горкома не было, однако в художнику было выдано соответствующее удостоверение для подтверждения его прав на монтаж или, наоборот, демонтаж тех или иных форм так называемой "наглядной агитации" на городских улицах.
Создание декоративных композиций в городе ко всем главным советским праздникам (1 и 9 мая, 7 ноября и т.д.), а также оформление торжественных собраний в ДК проходило под руководством Кадушина и Поповой.
В статусе главного городского оформителя Кадушин продолжал находиться и после того, как стал работать художником в НПО "Энергия" (с ). В течение нескольких лет на ежегодных выставках наглядной агитации, проводившихся в Московской области, Калининград, как правило, занимал первые места.
НПО "Энергия"
В для выставки, которая должна была пройти на ВДНХ, Кадушин выполнил макеты эскпозиции городского космического музея. Эти макеты были отмечены серебряной и бронзовой медалями главного комитета ВДНХ за "достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР", и, кроме того, их заметили на предприятии НПО "Энергия" (сейчас РКК "Энергия"). Художника пригласили сюда на работу, и Лев Кадушин при участии известного конструктора Арвида Палло стал разрабатывать проект экспозиции Музея истории и трудовой славы предприятия. До этого времени существовал только демонстрационный зал космической техники, созданный ещё в по приказу С.П. Королёва; в течение нескольких лет попасть в него можно было только по специальным пропускам, поскольку техника, представленная в нём, была настоящей и потому секретной.
По собственным эскизам Кадушин разработал архитектурно-художественное решение остальных залов; он же стал дизайнером всех элементов интерьера музея — от светильников до рамок к фотографиям. В , по замыслу художника, в Музее трудовой славы в одной из комнат воссоздали фрагмент интерьера рабочего кабинета С.П. Королёва; сюда поместили личные вещи генерального конструктора, его награды, фотографии и копии документов. В том же году в музее открылся зал трудовой славы.
Начиная с 1970-х гг. и позднее, Кадушин писал портреты В.П. Глушко, М.В. Келдыша, Ю.А. Гагарина, В.П. Мишина, несколько десятков портретов С.П. Королёва и др. Из перечисленных портретируемых художник был лично знаком только с Глушко (к тому же, и с ним познакомился уже после написания портрета); поэтому изображения являются, как правило, либо копиями официальных фотографий, либо собирательными образами, созданными на основе различных фото- и кинодокументов. Одежда и детали интерьера на этих портретах — почти всегда плоды фантазии художника.
Помимо указанных работ, Кадушин написал несколько масштабных картин для конференц-зала предприятия и фойе перед ним.
В , к 60-летнему юбилею Советской власти, на жилом доме в начале пр-та Королёва была установлена мозаика с вертикальной композицией, выполненная по эскизу Кадушина специалистами из московских мастерских Худфонда.
На панно в полный рост изображён К.Э. Циолковский, взгляд учёного обращён к проспекту; за его спиной — вертикаль символической ракеты. Фоном служит синева неба, планеты и мерцающие звёзды.
По первоначальному замыслу, мозаика должна была закрыть собой весь глухой торец кирпичного дома, однако предприятие — НПО "Энергия" — не выделило достаточных средств для этой цели. В результате панно выполнили в меньшем масштабе, отчего снизились качества не только самого художественного произведения, но и всей архитектурной композиции.
К этому же юбилею, на крышах нескольких домов по нечётной стороне проспекта появились световые установки ("Слава КПСС!", Народ и партия едины" и т.п.); к электрическим столбам вдоль главной городской магистрали прикрепили эмблемы "Серп и молот" и изображения стилизованных праздничных букетов в виде светящихся контуров. Тогда подобные решения являлись редкостью для всей страны, и в городе эту идею Кадушина смогли реализовать только благодаря инициативе Л.П. Поповой.
В годы Перестройки эти композиции были демонтированы как "идеологические" и не отвечающие новому политическому курсу государства.
В 1990-е гг. по гипсовой модели Льва Кадушина был отлит бронзовый барельеф для мемориальной доски С.П. Королёву (в 1997 г. установлена на доме, где жил конструктор, по ул. Карла Либкнехта; позже такой же барельеф, с незначительными изменениями, Кадушин сделал для мемориальной доски, установленной на административном корпусе предприятия).
Через несколько лет подобная работа была выполнена художником для мемориальной доски конструктору В.П. Мишину (установлена в 2003 г. на доме, где жил Мишин, по ул. Циолковского).
Герб Калининграда-Королёва
Льва Кадушина также можно считать автором первого городского герба.
В 1970–е гг. для экспозиции города на одной из областных выставок наглядной агитации художник предложил создать герб Калининграда. В горкоме идею поддержали.
На синем поле с мерцающими звёздами был изображён первый космический спутник, покоящийся на руке человека (цветные эскизы, сделанные художником, не сохранились; уцелели только чёрно-белые наброски). Этот геральдический символ постоянно фигурировал на выставках, проходивших в горкоме КПСС, а также на областных форумах, где его помещали на главном планшете раздела, посвящённого Калининграду.
Однако официальная процедура утверждения герба, даже на первичном уровне, проведена не была. По этой причине в 1988 г. в Калиниграде был устроен конкурс среди художников на лучший проект городского герба, победителем которого стал Р.В. Бубнов.
Портрет С.П. Королёва
Портрет В.П. Глушко
Портрет Ю.А. Гагарина
Мемориальная доска С.П. Королёву
Эскизы герба города Калининграда
Мозаичное панно на жилом доме в начале проспекта Королёва, г. Калининград МО, 1977 г. Фото Р. Рубцова.
Военный лётчик Л.М. Кадушин. Чехословакия, 1945 г.
Советские лётчики у обломков фашистского самолёта, 1944–1945 гг. Крайний справа — Л.М. Кадушин.
Л.М. Кадушин у плаката, нарисованного им к выборам, 1945 г.
Отец Л.М. Кадушина — М.И. Кадушин. Квартира Кадушиных в Симферополе.
Стела на месте расстрела родителей Л.М. Кадушина. 22–й км Феодосийского шоссе.
Бюст на могиле Е.М. Чистякова.
Прыжок с парашютом.
Наглядная агитация на площади у ст. Подлипки, первая половина 1970–х гг.
Наглядная агитация на одной из городских улиц, первая половина 1970–х гг.
Оформление холла в ДК им. М.И. Калинина.
Зал истории предприятия в Музее НПО "Энергия", конец 1970–х гг.
Портрет В.И. Ленина для конференц–зала НПО "Энергия".
Картина Л.М. Кадушина, выполненная для конференц–зала НПО "Энергия", 1,5х2,5 м, 1980–е (?) гг.