Юность
Родился в Верхне-Синячихинском з–де Екатеринбургской губернии; был старшим из четверых детей. Юношей, после смерти матери, ушёл из дома и бродяжничал, зарабатывая себе на жизнь рисованием пейзажей и моментальных портретов.
В 1925–1926 гг. учился на II курсе Высшей Государственной Художественной Школы в Баку; в 1926–1927 гг. был студентом II курса Горьковского (Нижегородского) художественного техникума. В конце концов, попал в Москву, где в его судьбе принял участие нарком просвещения А.В. Луначарский, возглавлявший Комиссию помощи молодым дарованиям.
В сентябре 1927 г. в Жилстройотдел было направлено письмо за подписью наркома, в котором тот просил устроить Маслова в одном из общежитий, а через год, его же хлопотами, молодому художнику была предоставлена возможность заниматься в студии АХРР (Ассоциации художников революционной России). Кроме того, в марте 1928 г. Комиссия командировала Василия Маслова на рабфак искусств, где он был зачислен кандидатом.
Болшевская коммуна
В Москве Маслов познакомился с известным писателем А.М. Горьким, который, в свою очередь, также оказал ему помощь: он рассказал о художнике организатору Болшевской трудовой коммуны Матвею Самойловичу Погребинскому, и, таким образом, Маслов попал в Болшево.
В 1929 г., уже по направлению коммуны, художника зачислили на рабфак ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института). Однако, недолго там проучившись, Василий Маслов, по совету Горького, вернулся в коммуну.
Художник пробовал себя в различных жанрах, техниках и стилях (известно, что какое-то время он увлекался кубизмом).
На рубеже 1920–1930-х гг. он создал стенные росписи для клуба болшевских коммунаров. Ни росписи, ни сам клуб не дошли до наших дней; сохранились только чёрно-белые фотографии.
По всей видимости, именно об этой масштабной работе Маслова специальная комиссия, приезжавшая в Болшево, отозвалась следующим образом: "Его декоративные панно и стенные росписи непродуманны, страдают сумбурностью композиции и неудачными попытками введения декоративных элементов в виде окрашенных в резкие тона кристаллических фигур, а также полным отсутствием общего тона. Неудачна и его манера кладки красок прямоугольниками" (из заключения комиссии в составе С.Н. Бубновой, А.И. Скворцова и П.П. Саурова от 11 января 1933 г.). Комиссия, впрочем, при этом отметила, что "Товарищ Маслов умело владеет рисунком, удачнее передавая головы портретного характера".
По предложению комиссии, в 1933 г. в Болшевской трудовой коммуне была создана изостудия, преподавателями которой стали мастер живописи и реставрации В.Н. Яковлев и живописец и график П.М. Шухмин (ранее, в течение двух лет, с коммунарами вёл занятия гравёр В.М. Новожилов, а до него — мастер офорта И.П. Лавров).
Василий Маслов занимался в этом своеобразном учебном заведении, но ни личностного, ни творческого сближения у него с руководителями кружка не произошло, и существенного влияния на его работы они не оказали.
Творческий почерк
В живописи творческий почерк Маслова был близок к манере позднего русского импрессионизма, яркими представителями которого являлись знаменитые И.Э. Грабарь и К.Ф. Юон.
В пейзажах художника на первый план часто вынесен конкретный объект; цветовой ритм построения картины создаёт мажорное настроение у зрителя; при этом автор иногда находит оригинальное композиционное решение — например, в пейзаже "Лето" (1934 г.) точка зрения взята высоко вверху, и пространство словно бы опрокидывается на смотрящего, возникает эффект обратной перспективы. Маслов пишет широкой кистью, а подчас — мастихином; красочный слой пастозный, с ярко выраженной фактурой мазка.
Если в живописи художник избегает индустриальных и городских мотивов, то в графике, напротив, он отображает современную урбанистическую среду. Чаще всего Маслов обращается к теме ночного портового города. Лейтмотивом эмоционального фона в этих работах становится одиночество, и образы людей, включённых в пейзаж (проститутки, матросы), только усиливают его звучание. С линейной перспективой автор обращается вольно, устраняя пространственную удалённость заднего плана, приближая его к зрителю; все объекты намеренно смещены относительно геометрического центра и почти скрещиваются под острыми углами.
Пластика художественного образа позволяет рассматривать работы Маслова в контексте развития московской школы графики 1930–х гг.; есть также основания полагать, что Масловым-графиком были восприняты и некоторые черты экспрессионизма — в особенности, немецкого (в частности, Ф. Мазереля).
Персональные выставки
Первая персональная выставка Василия Маслова состоялась в 1935 г. в Москве, в клубе НКВД. В апреле 1936 г. Маслов принял участие в коллективной выставке картин и рисунков художников-членов Болшевской и Люберецкой трудкоммун НКВД. Экспозицию разместили в Театре народного творчества (Москва; до 1936 г. здесь был мюзик-холл, а в наши дни в этом здании располагается Московский академический театр Сатиры), причём работам Маслова было отведено целое фойе.
В середине 1936 г. Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств ("Всекохудожник") даёт В.Н. Маслову задание написать ряд произведений на тему "Жизнь, быт и соцстроительство Урала"; художник уезжает в командировку и, по-видимому, успешно выполняет заказ, поскольку с 31 декабря 1936 г. по 3 января 1937 г. тот же кооперативный союз устраивает персональную выставку Маслова в зале на Кузнецком мосту, д. 11 (закрытый просмотр).
Вслед за тем, 6 января 1937 г., состоялась открытая выставка художника в салоне Москультторга (Кузнецкий мост, д. 20). Здесь в числе 30–ти пейзажей автора были представлены, в частности, "Март", "Июльский день", Дворик", "Ранняя весна" и "Зелёная дача". Последняя живописная работа, написанная в г. Горьком, выполнена в густой зелёной гамме; это одна из самых интересных картин Маслова.
Как отмечали критики, своеобразие и мощь нового таланта не вызывали сомнений. Главным достоинством работ являлась "вещественность" изображения: Маслов сумел передать не только свет, но и даже "воздух" пейзажа.
Выставка имела большой успех; рецензии на неё вышли не только в центральной советской печати, но и за рубежом — в парижской и лондонской прессе. И.Э. Грабарь и П.П. Кончаловский посетили салон и дали пейзажам высокую оценку.
С 18 февраля по 15 марта 1937 г. живопись и графика Василия Маслова были выставлены в Горьковском (сейчас Нижегородском) государственном художественном музее, и музей закупил работы в полном объёме. Сейчас это собрание является главной частью наследия художника, включающей 47 картин, написанных маслом (преимущественно, пейзажей, большинство которых изображает окрестности Болшева) и 74 графических листа — в основном, портреты.
Находясь в Горьком, Василий Маслов, вероятно, работал над исполнением очередного заказа — произведениями на темы "Горьковский автозавод" и "Сормовская судоверфь" (заказ поступил от Комитета выставки "Индустрия социализма", Москва; договор был заключён 14 декабря 1936 г.).
Арест
Затем он вернулся в Болшево. 19 июля 1937 г. Василий Маслов был арестован в своей квартире (ул. Коммунальная, д. 8, кв. 5); 30 декабря того же года осуждён Тройкой УНКВД СССР по Московской области по ст. 58–10 ч. I УК РСФСР (обвинение в контрреволюционной деятельности) и 2 января 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне.
В октябре 1959 г. В.Н. Маслов был полностью реабилитирован.
Творческое наследие
Весной 2010 г. его дочь, Наталья Васильевна Маслова, передала в дар Королёвскому историческому музею 92 рисунка Василия Маслова, ранее неизвестных. Большинство из них — наброски, пробы цвета и ученические штудии, но часть являются, безусловно, зрелыми оконченными работами художника.
"Хулиган", эскиз, 1930–е гг. Бумага, смешанная техника. Из собрания Королёвского исторического музея.
"Прогулка", 1920–е гг. Бумага, тушь. Из собрания Королёвского исторического музея.
"Проститутки", 1920–е гг. Бумага, тушь, карандаш. Из собрания Королёвского исторического музея.
Индустриальный пейзаж, 1930–е гг. Бумага, тушь, акварель. Из собрания Королёвского исторического музея.
Лесной пейзаж, 1930–е гг. Холст, масло. Частное собрание.
Мужские лица, 1930–е гг. Бумага, смешанная техника. Из собрания Королёвского исторического музея.
Портрет мальчика, 1930–е гг. Бумага, смешанная техника. Из собрания Королёвского исторического музея.
"На набережной", 1930–е гг. Бумага, тушь, гуашь. Из собрания Королёвского исторического музея.
"На страже завоеваний социализма", гравюра, 1930–е гг. Из собрания Королёвского исторического музея.