Архитектор, художник-акварелист
(родился 23 апреля 1933 г.)
Е.В. Кувинов, 2000-е гг.
Кандидат архитектуры, профессор кафедры живописи МАРХИ. Автор типовых и индивидуальных проектов, осуществлённых в различных городах бывшего Советского Союза и за рубежом; лауреат Всесоюзных архитектурных конкурсов (1969, 1975 и 1981 гг.). Главный архитектор "Центросоюзпроекта" (с 1975 по 1988 гг.). В разные годы работал с такими известными архитекторами, как Е.Н. Стамо, М.В. Посохин, В.М. Гинзбург. Автор серии акварелей с видами г. Королёва и окрестностей. С 1994 г. постоянно живёт в Королёве.
Адресный указатель:
141070, г. Королёв,
"Подлипки", ул. Циолковского, д. 27
Родился в Москве. Отец, Виктор Николаевич Кувинов, — участник Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации; в 1950–х гг. работал военно-воздушным атташе при советском посольстве в Вашингтоне (США); после возвращения в СССР преподавал в Военной Академии. Награждён многими правительственными наградами, в т.ч. орденами Ленина и Кутузова. Мать, Надежда Ивановна (Ракова), — домохозяйка.
Детство и юношество Евгения Кувинова прошло в столице (лишь во время войны его семья ненадолго эвакуировалась на Урал в г. Шадринск). По окончании школы поступил в Московский архитектурный институт и учился на одном курсе с будущим известным поэтом Андреем Вознесенским. Темой дипломного проекта Кувинова был гидроузел.
Получение опыта
После института уехал в Хабаровск (по распределению, с по ), где его зачислили на должность старшего архитектора в организацию "Крайпроект"; вернувшись в Москву, работал в течение нескольких месяцев художником в Главном павильоне ВСХВ (сейчас ВВЦ) и, около года, — архитектором в "Гипроздраве".
С 1960 по 1974 гг. трудился в институте "Моспроект", в т.ч. с 1960 по 1962 гг. — в мастерской по проектированию Дворца съездов в Кремле, в группе зрительного зала. Участвовал в проектировании (начальная стадия) универмага "Московский" на Комсомольской площади, а также гостиницы в комплексе с ресторанами, магазинами и кинотеатром на Ломоносовском проспекте.
Начало серьёзной деятельности Кувинова в области архитектуры относится к 1970-м годам, когда в Москве были возведены две новые гостиницы — "Дружба" на проспекте Вернадского () и "Университетская" в комплексе с магазином "Балатон" и кинотеатром "Литва" (). И в том, и в другом случае Кувинов значился только участником авторского коллектива, но претворение этих проектов в жизнь открыло ему дорогу к самостоятельному творчеству.
Зарубежные работы
Пока ведётся строительство гостиниц и их инфраструктуры, Кувинов переходит на работу в институт "Гипроторг" Министерства торговли СССР. Его назначают главным архитектором проекта, и вскоре он получает первый опыт работы за границей.
"Гипроторг" много лет сотрудничал с "Центрумом" — организацией, ведущей проектирование и строительство крупных торговых центров в ГДР. В результате этого сотрудничества в немецком Дрездене и русской Рязани были построены универмаги с созвучной друг другу архитектурой. Центральный универмаг в Рязани, строительство которого завершилось лишь в и чьим автором являлся Е.В. Кувинов, выдвигался позднее на Премию Совета Министров СССР. Проект отклонил Б.Н. Ельцин, тогдашний председатель Госстроя СССР, — и именно потому, что, по его мнению, архитектура здания была слишком похожа на немецкую.
Ранее, согласно договорённости между советским Минторгом и соответствующим ведомством Кубы, в Москве открылся ресторан "Гавана". Теперь предстояло выполнить вторую часть соглашения — открыть в Гаване ресторан "Москва". Проектирование поручают Кувинову, и он выезжает на Кубу, чтобы ознакомиться с условиями строительства.
Ресторан планировалось разместить в центре кубинской столицы на третьем этаже существующего здания — на месте, оставшемся от ранее располагавшегося здесь увеселительного заведения. Это был комплекс из нескольких соединённых между собой залов различной площади и кухонного блока.
По желанию кубинской стороны, в архитектуре интерьеров должны были быть отражены элементы "русского" стиля. Кувинов как автор проекта остановил свой выбор на мотивах северной деревянной архитектуры. В главном зале ресторана "Москва" широко использована пропильная резьба. Все элементы (причелины, полотенца и т.п.) доставили из СССР на корабле. Барная стойка главного зала была стилизована под трактир, и хотя клетки для канареек изготавливались кубинскими мастерами, автором этих эскизов также являлся Кувинов.
В облицовке стен протокольных залов, оборудованных отдельным входом, были применены интерьерные панели. Ежедневный надзор за строительством осуществлял кубинский архитектор Себастьян дель Кастильо.
Ресторан "Москва" в Гаване был торжественно открыт .
Номер одной из кубинских газет со статьёй о ресторане "Москва" в Гаване. Середина 1970–х гг.
СССР
В том же году Е.В. Кувинов получает должность главного архитектора в "Центросоюзпроекте" (Головном проектном институте "Центросоюза"). Во время работы в этом институте он занимается как индивидуальным, так и типовым проектированием.
По всему Советскому Союзу — в Армении, Туркменистане, Латвии, Молдавии и т.д. — строятся крупные торговые центры и универмаги, небольшие сельские магазины, производственные помещения, типовые столовые и кафе, автором или соавтором которых является Кувинов.
В числе основных его работ в эти годы можно назвать:
спальный корпус в санатории "Центросоюза" в Кисловодске (), где Кувинов руководил авторским коллективом;
серия проектов двухэтажных типовых универмагов различной площади (в соавторстве с И.В. Ромашкиной-Польской и Э.Я. Внуковой), по которым возведено более 300 зданий;
унифицированные здания типовых магазинов торговой площадью 150–200 кв.м. (в соавторстве с В.Н. Фоченко и Г.М. Жилиной; построено около 1000 объектов);
индивидуальный проект торгового центра в Самарканде-сельском (Узбекистан) — в соавторстве с Г.Е. Годлиным (не осуществлён);
унифицированное здание типового полносборного магазина торговой площадью 150–200 кв.м. из изделий Софринского завода "Стройдеталь" (построено более 100 зданий) и др.
Его проекты дважды удостаивались золотых медалей ВДНХ СССР.
"Центросоюзпроект" организовывал съезды архитекторов, работавших в системе потребительской кооперации, собиравшие до 150 человек. Обсуждались самые разные вопросы, устраивались конкурсы. С началом Перестройки связь между институтом и филиалами прервалась, и вскоре "Центросоюзпроект" как головная организация прекратил своё существование.
Кувинов, защитив в кандидатскую диссертацию на тему "Прогрессивные методы проектирования торговых зданий в системе потребительской кооперации", вскоре перешёл на работу в МАРХИ.
Живопись
Любовь к живописи всегда соперничала в его душе с любовью к архитектуре. Первые настоящие уроки по рисунку и живописи были получены Кувиновым в студенческие годы. Будущим архитекторам преподавали знаменитые художники — А.А. Дейнека, П.П. Ревякин.
Кувинов пробовал писать маслом, гуашью, пастелью, но окончательный выбор остановил на акварели — традиционном материале архитектора. Именно этой технике он стал, в свою очередь, обучать студентов начальных курсов МАРХИ, начиная с и по настоящее время.
Разработал два спецкурса:
"Акварельная архитектурная графика", позволяющий профессионально овладеть идеологией, методикой и приёмами многослойной акварельной живописи при работе над показательными архитектурными чертежами (деталь, фасад, перспектива, интерьер);
"Пленэрная акварельная живопись архитектора", целью которого является практическое овладение знаниями и закономерностями светоцветовой среды и основными приёмами акварельной живописи на пленэре.
Его собственные работы (6 акварелей) в вошли в альбом "Архитектурные памятники России"; в разные годы демонстрировались на выставках, проводимых в нашей стране (под эгидой Союза архитекторов) и за рубежом.
Одновременно Кувинов получил право на самостоятельную творческую деятельность в области архитектурного проектирования. В Щёлкове в 1993–1998 гг. по его проектам были построены сети торговых павильонов на улицах Советской и Сиреневой.
Работа в Королёве
Переехав из Москвы в подмосковный Калининград (с — г. Королёв), он начал создавать серию городских пейзажей, и в в местном Историко-краеведческом музее с успехом прошла его первая персональная выставка (позднее состоялись ещё две). На ней, помимо пейзажей ("Проспект Королёва. Осень", "Часовня св. Александра Невского. Март", "Лосиный остров к вечеру" и др.), выставлялись художественные реконструкции — "Городище на Клязьме XIII в.", "Посёлок лётчиков, 1950–е гг.", "Церковь Преображения Господня, XVIII в.", "Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Костино, ".
Репродукциями акварельных работ Е. Кувинова впоследствии была проиллюстрирована краеведческая книга Р.Д. Позамантир, С.Б. Мержанова, Л.К. Бондаренко и Ю.Д. Сороколетова "Калининград — Королёв. Полвека, ставшие эпохой" (Москва, ).
В 2000–2003 гг. Евгений Кувинов руководил городской студией "Акварель", работавшей на территории Историко-краеведческого музея. Её посещали и взрослые, и дети. Детскую группу вела художник М.О. Синеглазова. Уроки взрослым давал сам Кувинов; он же разработал специальную программу, в основу которой положил программу МАРХИ и — частично — Школы акварели С.Н. Андрияки.
Своеобразным итогом преподавательской деятельности в институте и городской студии стали 2 методических пособия:
"Акварель для архитектора" (изд–во "Архитектура–С", М., )
"Адаптация методики и программ классических упражнений по живописи к практике организации и методов преподавания на примере студии "Акварель" для самодеятельных художников" (ФПК, )
В Е.В. Кувинов выступил инициатором и организатором проведения общегородского конкурса "Город Королёв глазами художников", участниками которого стали 43 автора.
В настоящее время он продолжает преподавательскую работу, пишет акварелью пейзажи г. Королёва; проектирует и осуществляет авторский надзор — в основном, в части загородного жилого строительства.
Проект бани для загородной усадьбы. Фасад. 2006 г.
Проект бани. Интерьер первого этажа. 2006 г.
Проект бани. Интерьер второго этажа. 2006 г.
Эскизный проект дома для персонала. Первый вариант. 2006 г.
Эскизный проект дома для персонала. Второй вариант. 2006 г.
Будка охраны на въезде в загородную усадьбу. Эскизный проект. 2006 г.
Барбекю. Эскизный проект. 2006 г.
Загородный дом в Подмосковье. Общий вид. Эскизный проект, 2006 г.
Загородный дом в Подмосковье. Интерьер гостиной. Эскизный проект, 2006 г.
Гидроузел. Дипломный проект Е.В. Кувинова, 1957 г.
Загородный дом в Подмосковье. Эскизный проект, 2005–2006 гг.
Загородный жилой дом с офисными помещениями на первом этаже. Эскизный проект, 2005–2006 гг.
г. Королев, Мемориал. Памятник павшим воинам. Бумага, акварель. Апрель 2000 г.
г. Королёв, вид на проспект Космонавтов со стороны Лосиного острова. Бумага, акварель. 2000 г.
г. Королёв, начало проспекта Королева. Бумага, акварель. 2001 г.
г. Королёв, Мемориал. Часовня св. Александра Невского. Бумага, акварель. 2001 г.
г. Королёв, ул. Фрунзе. Бумага, акварель. Начало ноября 1999 г.
Вход в Центральный парк г. Королева. Бумага, акварель. 2001 г.
г. Королёв, храм Рождества Пресвятой Богородицы и памятник павшим в Великой Отечественной войне. Композиция. Бумага, акварель. 2002 г.
г. Королёв, проспект Космонавтов. Бумага, акварель. 2006 г.
Любимовка. Церковь Покрова Богородицы. Реконструкция. Бумага, акварель. 1998 г.
Псковский кремль. Бумага, акварель. 1999 г.
В городской студии "Акварель". Фото 2002 г.
Е.В. Кувинов с учениками студии на пленэре. Фото 2002 г.