геоКоролев - подробная карта-справочник города Королёв   Карта-справочник города Королёв  
 
Всё о городе Королёв! 26000 зданий, 5050 организаций, 495 улиц!
   Узнай свой город лучше!
   О городе  |  Карты  |  Справочник  |  Улицы  |  Биографии   Разместить рекламу  |  геоКоролёв  
главная > биографии > наука и техника > космическая наука и техника > Палло Арвид

Биографии:

Тематический указатель

Культура и
искусство

Наука и техника

Политика и общественная деятельность

Прочее

Алфавитный
указатель

а, Б, В, Г, Д, Е, ё, Ж, З,
И, й, К, Л, М, Н, О, П, Р,
С, Т, у, ф, х, ч, Ц, Ш, Щ, э, ю, я

Адресный
указатель

"Болшево"

"Комаровка"

"Костино"

"Подлипки"

"Горки"

"Текстильщик"

Все биографии ...

  Поиск
по г. Королёв:
   

Наука и техника
 

Палло Арвид Владимирович

Известный конструктор, специалист по двигателям летательных аппаратов
(3 февраля 1912 г. — 17 января 2001 г.)

Палло Арвид Владимирович
А.В. Палло, конец 1970-х гг. Фото из личного архива Л.М. Кадушина.

Награждён Ленинской премией в области науки и техники (1966 г.) и орденом Трудового Красного Знамени (трижды: в 1946, 1961 и 1974 гг.).

Адресный указатель:

141070, г. Королёв, "Подлипки",
ул. Ленина, д. 4а

Биография А.В. Палло

Латыш по происхождению, Арвид Палло родился в Москве. Его родители приехали в Россию из Латвии, где вели крестьянское хозяйство,

отец работал по найму — садоводом и цветоводом (последнее место его работы — оранжерейно-парковое хозяйство при ВВА ВССА в пос. Монино Московской области); мать была домашней хозяйкой.

Арвид Палло окончил семилетнюю школу №27 (Москва); после школы поступил на временную работу в губернский отдел "Медсантруда".

, по направлению от биржи труда, стал работать чертёжником-конструктором на заводе им. И.И. Лепсе (Москва) и одновременно начал обучение на вечерних спецкурсах общего машиностроения (были закрыты , после чего Палло пришлось поступить на вечерние чертёжно-конструкторские курсы).

недолго работал техником-конструктором в Подлипках (сейчас в черте г. Королёва), на орудийном заводе №8 им. М.И. Калинина. Затем, , на заводе Машдорстрой.

Арвид Палло окончил вечерние курсы, получив профессию чертёжника-конструктора, и продолжил образование в Московском механико-машиностроительном институте (МММИ) им. Н.Э. Баумана (вечернее отделение).

работал в МАИ в технологической лаборатории; был направлен на завод №124 в Казань (из–за отбытия учёба в институте продлилась только два года).

по гг. по призыву служил в рядах Красной Армии (сначала — в г. Моршанске, курсантом учебного дивизиона 16–го артполка АртК, а  — в г. Люберцы, мотористом и авиатехником в 116–й истребительной авиаэскадрилье).

В начале пришёл в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, Москва; НИИ–3; НИИ реактивной авиации, НИИ–1), где занимал сначала должность ведущего конструктора, а затем — начальника экспериментальной испытательной станции. Работая здесь, принимал участие в создании и испытании крылатой ракеты военного назначения КР–212, а также ракетоплана РП–318–1 конструкции Сергея Павловича Королёва (продолжил работу и после ареста Королёва

под руководством Арвида Палло ракетоплан был испытан на аэродроме в Подлипках (аэродром находился на территории, занимаемой сейчас ЦНИИМаш). 10 и 19 марта здесь прошли ещё 2 испытания, после чего работы по ракетоплану завершились. Новой ступенью должно было стать создание самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

В начале Великой Отечественной войны Арвид Палло являлся ведущим испытателем при отработке жидкостного ракетного двигателя РД–1–А–1100 для истребителя БИ–1 (конструкции В.Ф. Болховитинова; двигатель разрабатывался в НИИ–3, группой Л.С. Душкина, в которую были слиты два отдела — арестованных С.П. Королёва и В.П. Глушко).

Работы по созданию самолёта БИ–1 положили начало практическому развитию реактивной авиации как в СССР, так и в мире, и, кроме того, первый полёт на нём открыл эру ракетных полётов.

Испытания истребителя проводились в пос. Билимбае, в 60 км от Свердловска (ныне Екатеринбург).

, во время очередного испытания самолётной двигательной установки, произошёл взрыв, в результате которого лётчик Г.Я. Бахчиванджи и конструктор А.В. Палло получили ожоги (одним из компонентов жидкостного ракетного двигателя была азотная кислота). Невзирая на то, что Палло был в более тяжёлом состоянии, он помог Бахчиванджи выбраться из кабины. Его самого от слепоты спасли очки, которые он надел за мгновение до запуска двигателя.

След от ожогов сохранился на лице конструктора до конца жизни. Комиссия установила, что причиной взрыва стало "усталостное разрушение металла камеры сгорания".

Зимой Арвид Палло был направлен в Нижний Тагил, где изготавливалась серия двигателей РДА–1–1100, а затем — отозван в Москву, в НИИ–3, для участия в отработке двигательной установки к самолету 302–П.

После Великой Победы, , в составе группы Алексея Михайловича Исаева, Арвида Палло направили в Германию в целях изучения трофейной немецкой техники. В Цинновицах он вместе с А.С. Раецким обследовал ракетную базу и испытательные площадки.

Несмотря на то, что объекты находились в полуразрушенном состоянии, его удивили их "грандиозность и монолитность", которые объяснялись "масштабностью и мощностью применяемых ракетных установок" (из воспоминаний А.В. Палло). Через неделю Палло посетил авиазавод в Ростоке, затем выехал в Берлин для воссоединения с другими членами группы, а потом прибыл к месту назначения — на завод BMW в г. Басдорф, где разрабатывались немецкие жидкостные ракетные двигатели (ЖРД).

Здесь группе А.М. Исаева удалось обнаружить закопанные в песок и полностью укомплектованные однокамерную и двухкамерную самолетные установки ЖРД, которые были тщательно упакованы в промасленную бумагу и толь. Через некоторое время была найдена и техническая документация: перед тем, как покинуть завод, немецкие инженеры захоронили чертежи изделий и блоки насосных агрегатов под землёй, в алюминиевых тубах.

Группа Исаева восстановила один из испытательных стендов и провела на нём огневой запуск трофейного ЖРД. Демонтаж существующих стендовых установок спецучастка был проведён только после того, как они были досконально изучены и подробно описаны (другие группы проводили демонтаж сразу после прибытия на место).

По завершении этой работы, группу разделили: часть советских специалистов осталась в Басдорфе, а другие — в т.ч. Исаев и Палло — отбыли в Тюрингию (Южная Германия). Из тюрингского г. Леестена, после проведения первого огневого запуска жидкостного ракетного двигателя Фау–2, Исаев уехал в Нордхаузен, оставив вместо себя руководителем группы Арвида Палло. Чтобы проверить выполнение работ, в Леестен несколько раз приезжал освобождённый В.П. Глушко.

группа, у которой был уже новый руководитель, получила задание разработать новый проект стенда огневых комплексных наземных испытаний ракеты Фау–2, а также укомплектовать необходимую аппаратуру и оборудование. Испытания планировалось провести в Москве, на Ленинских горах (ныне Воробьёвы горы).

В начале в Леестене были изготовлены металлические узлы конструкции стенда, а в Нордхаузене — собраны две ракеты Фау–2. Весь комплекс, включая заправочные устройства, отправили в СССР автомобильным и железнодорожным транспортом. Арвид Палло при этом являлся ответственным за железнодорожную перевозку.

весь груз прибыл в г. Калининград (ныне Королёв) Московской области, в НИИ–4. Однако испытания на Ленинских горах были отменены, и дальнейшая судьба эшелонов неизвестна.

С по гг. Арвид Палло работал начальником стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, где под руководством академика Е.А. Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации.

Палло, по запросу С.П. Королёва, был переведён из лаборатории двигателей Академии Наук в ОКБ–1. С этого времени и вплоть до выхода на пенсию, Арвид Палло работал в подмосковном Калининграде (Королёве). В ОКБ–1 (впоследствии — НПО "Энергия", а затем — РКК "Энергия") он принимал участие в работе поисково-эвакуационного отряда (по программе пилотируемой космонавтики), в ходе которой ему довелось встречать на Земле вернувшихся из космических полётов Юрия Гагарина и Германа Титова.

Затем Палло работал над созданием долговременных орбитальных станций ("Салют", "Салют–4" и "Салют–6"), а также — автоматических межпланетных станций "Луна–1", "Луна–2", "Марс–1", "Венера–1"; был ведущим конструктором станции "Луна–9", впервые совершившей мягкую посадку на поверхность спутника Земли.

Арвид Палло вышел на пенсию, но при этом активно участвовал в ветеранской работе предприятия.

являлся кандидатом в члены ВКП(б), а  — членом партии; однако решением Комиссии ПК при ЦК ВКП(б) был исключён из членов ВКП(б) за "сокрытие факта нарушения группой работников правил внутреннего распорядка при проведении госиспытания объекта" (из автобиографии А.В. Палло; РГАНТД, ф. 107, оп. 6, ед.хр. 11, л. 2).

подал апелляцию XIX Съезду партии, ходатайствуя о восстановлении членства в партии, но Комиссия ему отказала, порекомендовав вступать вновь на общих основаниях, что он и сделал (снова стал кандидатом ).

Умер ; похоронен на Введенском кладбище в Москве, рядом со своим младшим братом — Владимиром Владимировичем Палло, главным конструктором НПЦ им. М.В. Хруничева.

Личный архив А.В. Палло был передан им на постоянное хранение в РГАНТД (Российский государственный архив научно-технической документации); фонд этот насчитывает более 1000 документов и включает в себя как научно-техническую документацию, так и фотоматериалы.

См. также:

Все фото из Российского государственного архива научно-технической документации, личного фонда А.В. Палло.

Положение на карте:

Что посмотреть ещё

Карта сайта  |  Правовая информация  |  геоКоролёв  |  Контакты

Все права принадлежат проекту "геоКоролёв" © 2006-2018


Рейтинг@Mail.ru